Рахубовский и партнеры
Будет ли в ближайшее время принят Унифицированный подход по Компоненту 1 Плана BEPS (Action Plan on Base Erosion and Profit Shifting)?
В июле 2013 года Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала План действий «Action Plan on Base Erosion and Profit Shifting» (BEPS-plan, План BEPS, План). План BEPS представляет собой плод работы ОЭСР и стран Большой Двадцатки: на встрече в Санкт-Петербурге 5-6 сентября 2013 года Лидеры Большой Двадцатки полностью одобрили План BEPS. Как указано в финальном отчете: «Правила международного налогообложения должны быть сконструированы таким образом, чтобы сохранить налоговый суверенитет отдельных стран и обеспечить справедливое распределение налоговой базы от электронной коммерции между странами» [1] .

Причины, в связи с которыми страны-участники ОЭСР начали работу над Планом BEPS: агрессивное налоговое планирование МНП [2] ; отсутствие прозрачности и координации между налоговыми службами разных стран; ограниченные ресурсы правового принуждения; вредоносные налоговые практики бизнеса.

План BEPS содержит пятнадцать действий, первое из которых имеет название «Регулирование налоговых вызовов цифровой экономики». Целью Действия 1 является: определение основных сложностей c которыми сталкивается цифровая экономика при применении существующих международных налоговых правил; развитие детализированных мер для регулирования этих сложностей на основе единого подхода в аспектах прямого и косвенного налогообложения.

Ключевые положения по Действию 1 выпущены в финальном отчете 5 октября 2015г. в отношении: передачи и использования нематериальных активов (НМА) (включая НМА, стоимость которых сложно оценить) и соглашений о внутригрупповом распределении расходов;­ очерчивания границ реальных (фактических) сделок и бизнес-риска; глобальных ценностных цепочек и метода разделения прибыли.

Необходимо отметить, что мероприятия по урегулированию вызовов цифровой экономики содержатся не только в Действии 1; данное действие функционирует в комплексе с другими Действиями плана BEPS.

План BEPS разделяет меры на три уровня:
i) страны-рынка (страны, в которой реализуется товар, услуга, НМА);
ii) страны материнской компании (это должно положить конец такому феномену как «доход, не имеющий налоговой юрисдикции»);
iii) комплексные действия в стране-рынке и в стране материнской компании.
В 2018 году ОЭСР выпустила промежуточный отчет «О налоговых вызовах, связанных с цифровизацией» [3] , а в 2019 году - предложение «Унифицированного подхода» (Public consultation document «Secretariat Proposal for a «Unified Approach» under Pillar One») [4] .

В Заявлении ОЭСР/G20 [5] Рабочей группой (Inclusive Framework) изначально были установлены следующие временные параметры: достижение решения проблем Компонента 1 (Pillar 1) путем консенсуса к июлю 2020 года на пленарном заседании G20/OЭCР, намеченном на 1-2 июля 2020 г. в Берлине; представить окончательный отчет [по Действию 1 Плана BEPS] – конец 2020 г. В связи с коронавирусом (COVID-19) ОЭСР приняла решение перейти на дистанционную работу, приостановить все физические совещания. Тем не менее участники Рабочей группы продолжили удаленную работу для обеспечения принятия решения в намеченные сроки [6] . 4 мая 2020 г. Секретариат ОЭСР провел веб-трансляцию. Было сообщено, что достигнут значительный прогресс в части заключения соглашения по Компоненту 1 (Pillar 1) и Компоненту 2 (Pillar 2) к концу 2020 г. Пленарное заседание Рабочей группы, запланированное на июль 2020 г., перенесено на начало октября 2020 г. из-за кризиса COVID-19. Секретариат ОЭСР указал, что цель по-прежнему заключается в предоставлении консенсусного решения в конце 2020 года. В июле 2020 года будет проведено виртуальное совещание Рабочей группы.

По нашему мнению, учитывая глобальную пандемию и уже начавшийся кризис, глобальный ответ на проблемы цифровой экономики кажется неизбежным. Альтернатива с повсеместным распространением односторонних мер, усилением фискального конфликта и фискальной конкуренции между государствами маловероятна. Мы полагаем, что «Коронакризис» в значительной степени способствовал развитию цифровизации и связанных с ней налоговых проблем. Как сказал С. Алмейда: «COVID-19 здесь, чтобы остаться, хоть и в цифровой форме» [7] .

Основными игроками в разрешении проблем цифровизации являются Франция и США. Франция - европейская страна, (а) одна из первых, установившая цифровой налог, (b) имеющая внушительные переговорные возможности, (c) страна нахождения штаб-квартиры ОЭСР; США – (a) главный игрок в мировой экономике, (b) самая мощная налоговая юрисдикция, (c) страна, с которой связано наибольшее количество высокотехнологичных МНП, (d) имеет значительное геополитическое влияние.

В своих прогнозах мы ориентируемся на установленный ОЭСР дедлайн принятия Унифицированного подхода, а также на соглашение США и Франции в части приостановления действия французского цифрового налога до декабря 2020 года. Не гармонизированные цифровые налоги, введенные отдельными странами в отношении высокотехнологичных МНП, преимущественно связанных с США, могут повлечь для МНП многомиллиардные убытки, а для США - потери налоговых поступлений. Доходы технологичных МНП в период «Коронакризиса» существенным образом возросли. Как МНП, так и США, заинтересованы в принятии Унифицированного решения в максимально сжатые сроки. Дополнительно к вышеуказанному, новый Унифицированный подход в определенной степени выгоден для небольших экономик, куда продают свои продукты МНП, т.к. часть налоговой базы будет передаваться в юрисдикцию-рынок. Конечно, в правилах определения «остаточной прибыли» не так просто разобраться, но на волне общего тренда, возглавляемого США (особенно, если в конце 2020 года к нему присоединится Франция), полагаем, что небольшие экономики поддержат инициативу ОЭСР, и Унифицированный подход будет принят в конце 2020 / начале 2021 года.
[1] Addressing the Tax Challenges of the Digital Economy, Action 1 - 2015 Final Report. P.21 URL: https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/9789264241046-en.pdf?expires=1590151928&id=id&accname=guest&checksum=AAEE3EF23B63D4D4B3AA544EA7FD2C7D (дата обращения: 22.02.2020).
[2] Под международным налоговым планированием понимается комплекс выстраиваемых предпринимателями специальных схем и использование ими особых ухищрений для сокращения налогооблагаемой базы (См.: Волова Л.И. Особенности правового регулирования международных налоговых отношений // Финансовое право. 2019. № 7. С. 31).
[3] Tax Challenges Arising from Digitalisation – Interim Report 2018. URL:https://www.oecd.org/tax/beps/tax-challenges-digitalisation-part-1-comments-on-request-for-input-2017.pdf (дата обращения: 21.04.2020).
[4] Public consultation document Secretariat Proposal for a «Unified Approach» under Pillar One. URL: https://www.oecd.org/tax/beps/public-consultation-document-secretariat-proposal-unified-approach-pillar-one.pdf (дата обращения: 20.05.2020).
[5] Statement by the OECD/G20 Inclusive Framework on BEPS on the Two-Pillar Approach to Address the Tax Challenges Arising from the Digitalisation of the Economy. P. 24. URL: https://www.oecd.org/tax/beps/statement-by-the-oecd-g20-inclusive-framework-on-beps-january-2020.pdf (дата обращения 12.06.2020).
[6] URL: http://www.oecd.org/tax/beps/coronavirus-covid-19-update-on-oecd-tax-work.htm (дата обращения 12.06.2020).
[7] Covid-19 and digital taxation // Jornaleconomico. 2020. 13 Mar. URL: https://jornaleconomico.sapo.pt/en/news/covid-19-and-digital-taxation-558508 (дата обращения 31.05.2020).