Рахубовский и партнеры
Основные положения законодательства Китая о налогообложении прибыли предприятий
16 марта 2007 г. был проведен значительный пересмотр налоговой системы Китая – принят Закон о налоге на доход предприятий [1] , который вступил в силу 1 января 2008 года. Новый закон объединил две системы подоходных налогов, ранее организованных по субъектному признаку: налог на доходы отечественных предприятий (организаций с китайским капиталом) и налог на доходы предприятий с иностранными инвестициями. Как пишет Л. Рикарди «основной целью реформы была стандартизация налоговых льгот для иностранных и местных предприятий, отмена льгот для иностранных предприятий [2] и разработка нового налогового законодательства в соответствии с западными стандартами.» [3] .

Принцип «полезности (benefit principle)», закрепленный Законе о НДП, говорит о том, что нерезидентские компании (далее по тексту - НРК), ведущие бизнес или осуществление инвестиций в среде Китая, должны оплачивать налог на прибыль организаций, т.к. нерезиденты пользуются инфраструктурой наравне с резидентами Китая [4] .

Учрежденная за границей компания является резидентом Китая (в целях налога на доход предприятий), если место ее эффективного управления расположено в Китае [5] . Термин «эффективное управление» означает «исполнение существенного и всеохватывающего менеджмента и контроля над производством и бизнес-операциями, персоналом, финансами, собственностью и другими делами» (ст. 4 Положения от 28 ноября 2007 г. «О введении налога на прибыль предприятий Законом КНР» - далее по тексту – Положение №512) [6] .

Источник-ориентированное налогообложение Китая. В целом, китайские национальные налоговые правила соответствуют ст. 5 и ст. 7 СИДН. Доход НРК облагается налогом в Китае если (ст. 3 Закона о НДП): НРК имеет представительство или «площадку» («site»/«place») и получает доход из китайских источников через представительство или площадку; доход от иностранных источников, который напрямую связан с таким представительством или площадкой в Китае; НРК не имеющая представительства или площадки в Китае должна платить налог на доход предприятий, если источник дохода НРК расположен в Китае.

Если НРК является резидентом страны-члена СИДН, то критерий представительство/площадка заменяется на критерий постоянного представительства по СИДН. Это значит, что НРК, которая ведет бизнес в Китае без представительства/площадки или постоянного представительства, свободна от китайского налога на доход предприятий, до тех пор, пока доход не подпадает под режим удержания налога у источника.

Подпадая под режим налога на доход предприятий по причине представительства/площадки, или постоянного представительства, НРК связана примерно теми же правилами, что и резидент Китая, относительно определения налогооблагаемого дохода, относительно того, какие доходы должны быть включены в налоговую базу и когда, какие расходы вычитаются и когда. Статья 7 СИДН не отменяет в данном случае национальные правила Китая. Доход НРК облагается налогом по стандартной ставке 25% [7] . Некоторые вычеты доступны для НРК.

Юрисдикционный порог. Понятие представительства/площадки функционирует как юрисдикционный порог, и в Китае он выше, чем в национальном законодательстве многих стран. Например, в Канаде для преодоления юрисдикционного порога достаточно «ведения бизнеса в Канаде» [8] , а в США - «участия в торговле или бизнесе» [9] .

Представительство/площадка – это физическое место, через которое ведется бизнес-деятельность в Китае, но уровень контроля над физическим местом может отличаться. Понятия представительства (机构 – jīgòu), площадки (场所 – chǎngsuǒ) остались не определенными в Законе о НДП и Положении №512. Важно отметить, что интернет-сайт имеет иное обозначение в китайском языке (网站 - wǎngzhàn), нежели площадка (场所 – chǎngsuǒ). Вместо определения понятий представительства/площадки китайский законодатель выразился через перечисление конкретных явлений (ст. 5 Положения №512) [10] : место управления, бизнеса или офис; место, где оказывается услуга.

Исчисление налогооблагаемого дохода. Законодательство о НДП напрямую не заявляет о том, что доход НРК, генерируемый представительством/площадкой, облагается на чистой основе. Согласно ст. 5 Закона о НДП налогооблагаемый доход – это общее количество дохода минус вычеты (расходы) и перенос убытков. Представительство/площадка должны вести учет как отдельное юридическое лицо: отдельные бухгалтерские книги и записи, которые отражают отдельные функции, исполняемые работниками представительства/площадки и риски, относящиеся к этим функциям. Расходы должны быть подлинными, законными, разумными [11] , совершенными в бизнес целях. Расходы считаются разумными, если соответствуют обычно принятым бизнес-нормам. Для НРК, которые не способны должным образом подсчитать свой налогооблагаемый доход, налоговые власти могут определить его посредством метода применения вменённой прибыли. Например, для консультационных услуг ставка вмененной прибыли варьируется от 15 до 30 %.

Договорные (контрактные) услуги включают в себя консалтинг, образование, развлечения и пр. Необходима регистрация в местном уполномоченном налоговом органе в течение 30 дней с момента заключения контракта [12] . Китайские получатели услуги (обычно являются налоговыми агентами у источника дохода) также должны зарегистрировать контракт в местных налоговых органах. Если услуги оказываются в разных частях Китая, то регистрация требуется в каждой локации.

Как указывает Ли Цзинйэн «Закон о НДП, Положение №512, разъяснения налоговой службы Китая не дают однозначного ответа на вопрос: подлежит ли НРК, оказывающая услуги китайским клиентам без физического присутствия в Китае, обложению налогами своих прибылей? Нет официальной позиции о том, что компьютерный сервер, находящийся в Китае, или определенный объем продаж китайским клиентам будет создавать представительство или площадку в целях налога на прибыль предприятий» [13] . Например, в компании Амазон, решили не тестировать китайское законодательство, правоприменительную практику и расположили физическое оборудование (серверы) в Китае, а также создали китайские дочерние организации.
[1] 《中华人民共和国企业所得税法》已由中华人民共和国第十届全国人民代表大会第五次会议于2007年3月16日通过,现予公布,自2008年1月1日起施行。Закон Китайской Народной Республики о подоходном налоге с предприятий от 1 января 2008 года. URL: http://www.gov.cn/zhengce/2007-03/19/content_2602200.htm (дата обращения 16.05.2020).
[2] Предприятия с иностранными инвестициями ранее получали преимущество перед отечественными предприятиями в связи со значительными налоговыми льготами. Поэтому китайской Правительство сделало пятилетний переходный период, на протяжении которого налоговая ставка для предприятий с иностранными инвестициями постепенно увеличивалась на 1-3% в год, пока не достигла единой ставки для всех предприятий - 25%.
[3] Riccardi L. Chinese Tax Law and International Treaties. Springer International Publishing Switzerland, 2013. P. 1.
[4] В случае с инвестициями уровень пользования общественными благами ниже, поэтому и ставка налога ниже – 10% (ведение активного бизнеса – 25%).
[5] Ст. 2 Закона о НДП.
[6] 《中华人民共和国企业所得税法实施条例》已经2007年11月28日国务院第197次常务会议通过,现予公布,自2008年1月1日起施行。Положение №512 о введении налога на прибыль предприятий от 1 января 2008 года. URL: http://www.gov.cn/zhengce/content/2008-03/28/content_1812.htm (дата обращения 16.05.2020).
[7] Ст. 4 Закона о НДП.
[8] Income Tax Act. Canada. 1985. Sec. 2(3).
[9] Internal Revenue Code. USA. 1986. Sec. 871 (b)(1), 882 (a).
[10] В данной конкретной работе используются только релевантные для оказания услуг термины, которые могут иметь значение для налогообложения НРК. Мы не приводим в работе положения, относящиеся к производству, строительству, добывающей промышленности и т.п.
[11] Ст. 5, ст. 8 Закона о НДП, ст. 27 Положения №512.
[12] SAT Ling No.19, Interim Measures for the Administration of Taxation on Non-residents for Contracting Engineering Projects and Providing Services, 2009.
[13] Li Jinyan. International Taxation in China: A Contextualized Analysis. Amsterdam: IBFD, 2016. (Ch. 6.2.2.8.) URL: http://proxy.library.spbu.ru:2124/login.aspx?direct=true&db=e020tww&AN=1619995&lang=ru&site=eds-live&scope=site. (дата обращения 16.05.2020).